Главная                              Звезда первой величины во Франции                  Статьи

 

Звезда первой величины во Франции (хотя отечественная киноиндустрия, как кажется, не слишком волнует ее), актриса Софи Марсо показала, что ей по плечу самые величественные роли. Она еще раз подтвердила это, исполнив одну из главных ролей в фильме Мела Гибсона “Храброе сердце”.
“В Голливуде вы можете получить даже роль ведьмы или марсианина! - говорит она с восхищением Крису Бегли в Париже. – Я всегда стремилась к чему-то как можно более необычному”.

 

Когда мы впервые увидели Софи Марсо в 1981 году в фильме “Бум”, она была еще слишком молодой, чтобы обладать теми качествами, которые мы привыкли видеть во французских актрисах: надутые губки, сногсшибательная фигурка, склонность спорить с режиссерами. (Впрочем, со временем все это пришло к ней.) Но даже когда ей было всего 13 лет, природный талант и очарование Софи сразу же создали ей многочисленную свиту почитателей во всех странах Европы, и с каждым новым фильмов число ее поклонников все увеличивалось, хотя Софи и признает, что не каждый из этих 12 фильмов “был шедевром”. Сейчас Марсо уже регулярно опережает Денев и Аджани в рейтингах популярности во Франции, и когда она прогуливается по улицам своего родного Парижа, к ней то и дело подходят ее поклонники с букетами цветов. “Это так здорово! - говорит она, положив ноги на шикарный стул в этом роскошном отеле, расположенным на левом берегу Сены в Париже. - Словно тебе каждый день дарят подарки”.

 

  Но этой зимой в Дублине, где Софи провела два месяца на съемках “Храброго сердца”, ее пребывание прошло практически незамеченным. В Ирландии актрису не узнавали не только на улицах, но даже и на съемочной площадке: она приступила к съемкам только через несколько недель после их начала. “Если ты привыкла сниматься в Европе, то ты воспринимаешь голливудское производство как огромную машину, - говорит она. - Ты даже можешь почувствовать себя маленькой и одинокой. Я спрашивала себя: “Что мне делать: сидеть и ждать в гостинице? Или пойти на съемочную площадку и посмотреть, что там происходит? А вдруг они мне позвонят завтра!” Вместо этого она начала бродить по улицам Дублина и ходить по музеям. “Я выучила весь город наизусть”, - говорит она.

 

  Впрочем, в конце концов члены съемочной группы, во всяком случае, многие из них, стали узнавать Марсо. Она играла роль (впервые для себя на английском) принцессы Изабель, этакой французской Леди Ди 13-го века. Ее жестокий муж, будущий Эдвард II (которого режиссер Мел Гибсон изобразил как слабого гомосексуалиста, словно сошедшего со страниц комикса) отнесся к ней с полным равнодушием, Изабель страдает от полного одиночества до тех пор, пока ее не отравляют вести переговоры с бравым шотландским борцом за свободу сэром Уильямом Уолласом (Гибсон). Когда они встречаются, Изабель внезапно понимает, чего ей так не хватало. “Это была любовь с первого взгляда”, - говорит Марсо.

 

Гибсон очень просто объяснял, почему он остановил свой выбор на Софи. «Ну, она красивая, она француженка и она хорошая актриса, - говорил он. - Персонаж должен был иметь, по крайней мере, два из этих качеств». Как и большинство представителей англоязычного кино, Гибсон почти ничего не знал о предыдущих фильмов Софи или о ее популярности во Франции (о которой говорит хотя бы тот факт, что в прошлом году она была приглашена в поездку по Дальнему Востоку (не нашему, прим. перев.) вместе с президентом Миттераном. Успех фильмов с ее участием во Франции являлся гарантией ее успеха и в мире англоязычного кино. (В 1991 году она снялась в фильме «Для Саша» в роли молодой скрипачки из израильского киббуца. А недавно вышел фильм Бертрана Тавернье «Дочь Д’Артаньяна», - он был выпущен и в Соединенном Королевстве - в который она внесла свою долю оживления, исполнив роль этакой девушки-мушкетера. «Далеко не всегда и далеко не каждой актрисе удается сняться во всех эпизодах приключенческого фильма самой»).

 

  Хотя у Софи и есть агент в Голливуде последние пять лет, она никогда не стремилась испытать судьбу и поехать в Лос-Анджелес, как Жюли Дельпи, чтобы участвовать в пробах на роли в разных фильмах. «Поучаствовать в пробах, а потом целый год ждать, когда тебе позвонят? Что за тоска, - презрительно фыркает она. - Когда дело касается меня, если я очень стараюсь что-то сделать, то из этого ничего не выходит. Так что я просто живу своей жизнью и работаю здесь, в своей стране. И если это может привести к чему-то еще, что ж, замечательно».

 

  В то же время Марсо не скрывает своего разочарования современным состоянием дел во французской киноиндустрии. «Мне очень печально смотреть на то, что происходит, - говорит она. - Вы видели, кому были присуждены Сезары в этом году? Да мы уже забыли про эти фильмы! Во Франции вы не можете стать слишком большой звездой. Вы не можете нравиться всем. Да вы сами посмотрите - нашей национальной звездой является Жерар Депардье! Так что иногда у нас даже говорят о том, что следовало бы снять нашу версию «Смертельного оружия». Или сыграть вместо Сигурни Вивер роль в «Чужих». Все это настолько далеко от реальности, что просто вызывает смех. В Голливуде вы можете получить роль ведьмы или марсианина! Актер может стать героем еще до того, как он появится на экране. А здесь мне предлагают практически одни и те же роли - что-то очень реалистичное. Мне всегда хотелось сыграть что-то более необычное».

 

  В кругах французских кинодеятелей, где Голливуд рассматривает как Враг Номер Один, постоянная анти-протекционистская позиция Софи Марсо вызвала немало кривотолков. «Лучший способ защитить Культуру - это укрепить ее изнутри, а не устанавливать ограничивающие законы, - настаивает она. - Франция является страной субсидий. В социальном плане это замечательно, но в плане культуры это может создать проблемы. Никому даже в голову не придет подвергнуть сомнению то, чем он занимается, в результате чего у нас создалось необычайно консервативное общество. Нет никаких новых идей. Франция перестала быть современной страной! А кино – это современное искусство».

 

  «Я считаю, что это замечательно, что американское кино представляет такую угрозу, - продолжает она. - Я не считаю, что мы должны подражать им - это, все-таки, другая культура. Но у нас сейчас полно всех этих псевдо-авторов, от которых у меня зубы ноют, у них же нет ни одной новой идеи. И поскольку они так хорошо защищены от американских захватчиков, они так и живут в своем замкнутом кругу в режиме полной автократии. За пределами Франции их идеи никого не интересуют, но они не меняются, потому что им не грозит опасность».

 

  Марсо ставит свой стакан минеральной воды, наклоняется вперед и дает волю чувствам. «Знаете, чего я желаю французскому кино, - и это ужасно, потому что я стану тогда первой жертвой - это чтобы все стало еще хуже. Потому что тогда, по крайней мере, мы станем искать новых людей. Проблема у французов, как в политике, так и в кино, заключается в том, что мы ничего не говорим, ничего не меняем до тех пор, пока нас не прижмут к стенке. Однажды кто-то сказал: «Французы ненавидят перемены, но они обожают революции». Это действительно так. Мы не можем меняться постепенно, день ото дня. Мы просто ждем, ждем, ждем и молчим. А потом, когда мы уже не можем выносить все это, мы идем и убиваем всех!»
Может, именно для того, чтобы подавить в себе это желание убивать, Марсо недавно решила  всю свою энергию направить в русло режиссуры. Весной этого года она сняла восьмиминутный фильм по сценарию, который она написала во время, свободное от съемок «Храброго сердца». Этот короткометражный фильм получил достаточно хороший прием на фестивале в Каннах, что может подвигнуть Софи на дальнейшие шаги в этом направлении.

 

  «Будучи режиссером, вы получаете возможность показать мир таким, каким вы его видите, - говорит она. – И именно сейчас я испытываю потребность рассказать другим о том, каким я вижу мир, в котором мы живем».

 

  Ходят слухи о том, что Марсо, которая раньше рекламировала все подряд от нарядов Диор до французских железных дорог, скоро может заменить Изабель Росселини, которая в настоящее время является лицом Ланком. Но она сама заявляет, что хотела бы избежать тех проблем, с которыми столкнулась Кароль Буке, другая французская актриса, представляющая фирму Шанель.

 

  «Это даже опасно, потому что на самом деле она не актриса, - говорит Марсо. - Но я-то актриса, и когда я гляжу на Кароль Буке, то мне даже становится жаль ее. Кто она: актриса или Шанель? Трудно сказать. Конечно, все это приносит вам уйму денег, когда вы этим занимаетесь, и может помочь вам, где бы вы ни находились».

 

  Что же, Марсо не прельщает возможность получать такие деньги, если она выберет этот путь модели?

  «Не очень. Если ты еще кого-то представляешь, то ты перестаешь быть актрисой, - говорит она. - Все материальное не очень влечет меня. И будь я богаче, я все равно жила бы той жизнью, которой живу сейчас. Правда, тогда у меня был бы личный самолет. Я обожаю путешествовать, а так было бы гораздо проще».
В настоящее время 28-летняя актриса ждет своего первого ребенка, которого она будет растить вместе со своим давним спутником Анджеем Жулавским, польским режиссером, который старше ее на 24 года. Хотя Марсо известна тем, что она не любит баловать прессу подробностями своей семейной жизни, она не может удержаться от возможности поделиться с нами тем, что она чувствует на последнем месяце беременности. Она говорит, что ей будет недоставать последних девяти месяцев, которые принесли ей покой и изящество, каких она не имела никогда раньше.

 

  «Это мальчик, - заявляет она. - Я пока еще точно не знаю, кто он такой, но я думаю, что это уже кто-то со своими собственными вкусами, своими потребностями, своей точкой зрения».

 

  Наверно, он будет весь в мать?

 

  «Я надеюсь, что смогу показать ему кратчайший путь, - говорит она. - Но для меня самое главное, чтобы он был человеком, который бы видел мир таким, каков он есть на самом деле. Который бы умел разбираться в жизни. С кем мне было бы приятно поговорить».

 

                                                                                                                                                                                                        Премьера UK (август 1995)

 

Hosted by uCoz