Главная Потрясающая, элегантная, уравновешенная Статьи
Потрясающая, элегантная, уравновешенная,
страстные губы, пленительный рот, Софи Марсо является идеалом француженки, который
сложился в нашем воображении. Но Марсо представляет собой нечто гораздо
большее, нежели просто стильную и сексуальную женщину. Замечательная принцесса
Изабель в фильме Мела Гибсона "Храброе сердце", который был удостоен
премии Оскар, трагическая главная роль в фильме "Анна Каренина",
трогательная роль гувернантки в "Свете камина" Уильяма Николсона -
Марсо продолжает играть персонажей с пленительными женскими голосами, которые
часто живут в обществе, которое стремится раздавить их. Журналист Энтони Кауфман
встретился со знаменитой французской актрисой в Нью-Йорке, что узнать ее мнение
о новых фильмах, о материнстве и о войне полов.
Ситисеч: Я слышал, что вы встали рано сегодня утром?
Софи Марсо: Мне приходится вставать в 5 утра. Впрочем, я преувеличиваю.
Было 6 часов утра. Я участвовала в одной передаче по телевидению. Все прошло
нормально. Я не люблю телевидение. Это словно супермаркет. Ты приходишь и тут
же уходишь. Тебе приходится быть значительным, и смешным, и серьезным и так
далее, и на все у тебя только 20 секунд. Это просто (она фыркает).
С. Недавно у вас родился ребенок, как я слышал. Рождение
этого ребенка помогло вам при исполнении роли Элизабет?
СМ. Артист - это человек, и все, что происходит в его жизни,
может быть полезно для него в его работе. Быть матерью, быть женщиной, да кем
угодно - все это может быть полезно для актрисы. Но, разумеется, не стоит
ничего делать нарочно.
С. Но я не могу представить, как можно играть роль Элизабет,
не будучи матерью?
СМ. Правда? По правде говоря, не знаю. Иногда приходится
делать вещи, которые раньше никогда не делал. Может, когда у тебя рождается
ребенок, то вокруг тебя появляется какое-то сияние, которого раньше не было, и
люди очень внимательны к таким вещам, я не знаю. Но я верю в актерское
мастерство. Я говорю не о себе и своем мастерстве, но я верю, что актер может
создать что-то, с чем он раньше никогда не встречался.
С. Вы стали актрисой с очень ранних лет. Это дает вам
чувство комфорта и уверенности в себе, когда вы находитесь на съемочной
площадке?
СМ. Да, я уже старая актриса. У меня много опыта.
С. А сколько вам лет?
СМ. Мне 31 год. Но я знаю, что говорю. Я профессионал. Потому
что я росту, я взрослею, потому что роли все время разные, потому что я работаю
с разными режиссерами - все время есть что-то новое. И каждый раз чувствуешь
себя так, словно все это происходит впервые. Но с другой стороны, нужно
использовать свой опыт, чтобы доверять себе немного больше, чтобы знать, что ты
знаешь. Однако, когда ты знаешь слишком много, это становится опасным. Ты тогда
становишься старым профи, и тогда твоя непосредственность исчезает. Так что
опасно как не знать, так и знать слишком много. Приходится сдерживать свое
любопытство и свой энтузиазм.
С. "Свет от камина" был первым фильмом Николсона.
На съемочной площадке были какие-нибудь споры о том, как нужно снимать ту или
иную сцену?
СМ. Пару раз были сцены, где мы не имели одинаковую точку
зрения, а насчет некоторых моментов мы даже спорили. В одной сцене Уильям
хотел, чтобы все было спокойно, очень мирно, без всяких эмоций и страстей. А я
сказала: "Я думаю, что в этом фильме что-то должно произойти, иначе они
просто свихнутся". Что-то должно взорваться, а иначе это будет
противоречить человеческим эмоциям. Они все время такие сдержанные и все время
держат себя в руках. Они должны быть менее сдержанны, хотя бы один раз". И
он сказал: "Да, я думаю, ты права".
С. О вас говорят, как о сильной, энергичной и самоуверенной
женщине. Что вы об этом думаете?
СМ. Я не чувствую себя сильной. Нет, действительно, потому
что я знаю, что я не такая. Но это не потому, что я не хочу быть сильной. Люди
могут думать, что я сильная, потому что я упрямая и потому, что у меня есть
свои собственные мысли и свое мнение. Я верю себе. Я верю своим суждениям, так
что я придаю большое значение тому, что я хочу. Может, потому, что я знаю, что
я не сильная, я становлюсь очень сильной.
С. В Америке всегда говорили о правах женщин, и женщины сами
защищали свои права. Интересно, а во Франции женщины как относятся к этой
проблеме?
СМ. Споры об этом идут уже давно. Я думаю, что мы, женщины,
играем в очень опасную игру в настоящее время. Эта игра стоит свеч, потому есть
еще очень многое, что предстоит узнать о женщинах, что пока неизвестно. Но дело
в том, что, как я заметила, война между мужчинами и женщинами приобретает все
больший размах, люди становятся более одинокими, и женщины, чем они сильнее,
тем более они одиноки. Я думаю, что мы не должны забывать о нашей женственности
и хрупкости, ведь физически, например, мы не так сильны, как мужчины, так зачем
же стремится быть такими же сильными, как они? Может, это говорит в нас скрытый
расизм, то есть нелюбовь к людям, отличным от тебя? Но ведь мы совершенно
различны, мужчины и женщины, так что нам придется примириться с различиями и с
тем, кто мы есть. Мне нравится думать, что мы различны. Мне самой немного
страшно, потому что я очень независима, у меня есть права и я могу прожить свою
жизнь так, как я сама захочу. Но я давно уже живу с мужчиной, и у меня есть
ребенок, я мать и жена, и, к счастью, мой муж не трус. И когда он думает, что я
зарываюсь, он говорит: "Эй, закрой свой рот". И я думаю, что он прав.
Потому что иначе я стала бы чудовищем, а я не хочу этого. Я все время вижу это
вокруг себя, и это мне не нравится. Нам, женщинам, столько нужно сделать
сейчас. Мы хотели этого. И мы это получили. У женщин есть своя жизнь, но и у
мужчин есть своя жизнь. Так что нам не помешает немного шизофрении, я думаю.
С. Вы часто играли роли независимых женщин.
СМ. Мне нравятся персонажи, которые берут свою судьбу в руки
и изменяют ее. Мне нравятся персонажи, которые немного меняют мир. Я говорю не
о Супермене и Супервумен, но о реальных людях, которые верят во что-то, хотят
сделать что-то хорошее, и поэтому они помогают людям понять что-то, что они
раньше никогда бы не поняли. Мне нравится, когда кто-то что-то внезапно
изменит, и это позволит мне почувствовать себя изменившейся и немного
встревоженной. Я думаю, что так и должно быть, потому что нельзя быть уверенным
в своей точке зрения.
С. Как вы думаете, почему вы получаете роли в фильмах,
действие которых происходит в прошлом - в 16 веке, "Храброе сердце",
в 19 веке в "Свете камина" и в "Анне Карениной"?
СМ. Может, потому, что там всегда интересные роли. Это роли
почти всегда сильных женщин. Они уже принадлежат истории, может быть, проще
определить, какие женщины жили тогда. Не знаю. У всех бывает по-разному. Сейчас
я бы предпочла роли в фильмах на более современные темы, потому что они легче -
то есть, физическое присутствие легче, так как не приходится носить корсет. И
еще потому, что я хотела бы выглядеть более современной, больше говорить о том,
что происходит сейчас.
Интервью Энтони Кауфмана
Нью-Йорк Ситисеч (4 сентября 1998 года)