Главная                                                       Psychologies                                              Статьи

 

  Она обожает давать волю своим чувствам, но терпеть не может откровенничать. Вот звезда, которая скорее предпочитает говорить то, что она думает, чем предаваться самоанализу.

 

  Софи Марсо не из тех, кто забивает всякой ерундой голову. Она предпочитает использовать ее с толком. Ее естественность, ее откровенность, ее резкость стоили ей немало упреков в кругу, который считается довольно закрытым, но в то же время трогали и волновали зрителей, таких счастливых оттого, что наконец-то нашлась звезда, так похожая на них.

 

  Ведь Софи Марсо - звезда. И уже с давних пор. Счетчик ее карьеры отсчитал уже 17 лет, в то время, как ей исполнился всего лишь 31 год! Сначала был "Бум", миллионы проданных билетов во Франции, номинация на Сезар в 1981 году, неиссякаемые карманные деньги и популярность, о какой мечтает любая нормальная школьница. 

 

  Обратная сторона медали: обычные будни, когда нельзя просто так поехать в лагерь, пойти в магазин или в булочную, потому что, где бы ты ни появилась, возникает либо необычайное оживление, либо открытая враждебность, всегда разжигаемая каким-нибудь завистником или молодым злюкой - такие бывают! В такой обстановке Софи могла вырасти истеричкой или примадонной... Но нет. Еще совсем маленькой, она была "нормальной". Со своими приятелями она спорила о политике, расизме... "Мы хипповали, курили "Кэмел", носили пакистанские шали, слушали Боба Дилана..."

 

  Ничего особенного, хотя те, кто отождествлял ее с Вик, этой обывательской героиней с бесконечными проблемами (Не опоздает ли Пьер  на свидание? Приедет ли папа за мной в школу?), остались при своем. Софи дочь вовсе не  врача, а водителя трейлера и домохозяйки. У нее пролетарские корни, которые объясняют, возможно, ее не такое уж тривиальное восприятие подросткового возраста, a priori (на первый взгляд) считающегося золотым временем.

 

  "Я хотела быть взрослой и независимой. Я не могла представить себе жизнь среди приятелей, вечеринки, все то, что считается неотъемлемой принадлежностью молодости. Может, потому, что эта молодость не была такой уж привлекательной, соблазнительной. Во всяком случае, взросление - это пора, которую очень трудно пережить. Это невыносимо для всех! Я начала работать очень молодой, что весьма неплохо: в 13-14 лет ты более восприимчива, быстро схватываешь, способна увлекаться... И к тому же приходится задавать себе вопросы о себе, о вкусах, мнениях. Так что я ни о чем не жалею. О чем я вспоминаю с ностальгией, это о спокойной жизни, веселых оттенках, которые были свойственны нам в то время. Сегодня мы гораздо серьезней. Посмотрите: все одеваются в черное!"

 

  Но все в порядке: Софи любит жизнь. В отличие от большинства себе подобных, красавица не теряет чувства реальности. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Лучше твердо стоять на земле, чем витать в облаках. Сегодня ее лучшим подругам по 50-70 лет... "Это вовсе не мешает мне расслабляться с моими сверстниками. Когда наступает пора делать глупости, я никогда не бываю последней. Но дружба питается откровенностью. А откровенность никогда не была моей сильной стороной!"

 


 

                               Я француженка, то есть у меня от природы сложный характер

 

  Софи знает, чего она хочет. И, главное, чего она не хочет. Хотя она и любит прогуливаться, подставив ветру лицо, по лесам и проселочным дорогам, это вовсе не значит, что она согласна, чтобы ее заперли в клетку. Gaumont запрещает ей играть в "Шальной любви" Жулавского? Ну и что! В 17 лет она выкупает за миллион франков свой контракт, который связывает ее с компанией, чьим символом является ромашка. Она доказала силу своего характера. У нее есть рот, который она может открыть, когда необходимо, небольшая, но хорошо наполненная голова... "Прежде всего, я француженка. О! Что значит для меня быть француженкой?! У нас от природы сложный характер, и, главное, такой противный! Мы никогда не довольны. Нужно быть все же не такими занудами. Впрочем, мне часто говорят, что вместе со спиной и мускулами мне не мешало бы развивать голову".

 

  Ходила ли она на сеансы к психоаналитику? "Нет, но, думаю, было бы классно сходить к нему как-нибудь! Все эти сеансы, это так здорово: нужно говорить все время о себе, о своем детстве... Потрясающе! Но у меня своя терапия: я говорю сама с собой, все время, чтобы разрядиться... И мне никто не нужен для этого! Ну, так, может, иногда, кто-то, кто может тебя просто выслушать... У всех ведь есть проблемы. А я, наоборот, словно притягиваю людей, которые посещают психоаналитика. И все время, когда они мне говорят, как это здорово, я говорю себе, что нужно к нему сходить. Но это все бесполезно, так как я знаю, что на самом деле я такая лгунья и что я ему все равно не скажу больше, чем любому другому."

 

  Однако, без всякой вульгаризации психологии, можно сказать, что ее отношения с Жулавским сразу вызывают в памяти проблему отцовских отношений. Она все начисто отрицает, раздраженная такими клише. Она влюблена, и точка! Верная своей привычке, она замолкает, закрывая тему. Занавес. И плавно меняя тему, заводит разговор о своем отце, месье Мопу. "У него в семье было десять детей. Они там не ели с золотых тарелок, и всем там заправлял кюре. От этого воспитания мой отец не проникся католическими воззрениями, но сохранил твердость, манеру держать себя, вежливость. Лет до двадцати он мне казался достаточно жестким, холодным человеком, но в то же время он был бунтовщиком в своей семье. Когда я была маленькой, я помню, он был очень ласков... Впрочем, там не было настоящего feeling (чувство - англ.). Он научил меня читать, но мне было трудно говорить с ним, обсуждать всякие вещи. Теперь все лучше. У нас замечательные отношения".

 

  На самом деле, Софи является самоучкой. (Красивое) растение, которое выросло само по себе. Она не сдала выпускного экзамена, не получила высшего образования, но обладает культурным уровнем выше среднего, благодаря необычайной любознательности и сильному стремлению делать только то, что ей нравится: она рисует, занималась пением (во времена забытого ныне альбома, составленного под руководством Рода-Жиль), пишет (несмотря на публичный провал ее первого романа), и еще она читает. "Три раза "Красное и черное", два раза "Мадам Бовари"... В данный момент я погружена в книги Томаса Бернхардта. Это потрясающе: он все время брюзжит, там все повторяется, это безумно, навязчиво... Это здорово!"

 

  Софи Марсо недавно миновала порог тридцатилетия, фатальный период для женщины. "Несмотря на то, что активная жизнь началась для меня раньше, чем для других, я оставалась сущим ребенком до тридцати лет. А потом я отдала себе отчет, что я сама делаю свою жизнь такой, какая она есть, что мне нужно готовиться к следующим десяти годам. И делать это основательно, потому что время идет все быстрее и быстрее".

 

  Вот почему она не любит терять своего времени. Время существует только для нее и ее сына Венсана. Никогда нельзя будет сказать достаточно о том, насколько материнство (и отцовство) меняют жизнь. "Все освещено лучами огромного солнца. Что бы ни произошло, каковы бы ни были печали, депрессии, всегда есть эта вечно возрождающаяся жизнь".

 

  "Если бы я слушала себя, я была бы постоянно настроена против всего. Это что-то вроде защиты..."

После пятнадцати лет освоения профессии и многочисленных и разнообразных битв, Софи по-прежнему убеждена в том, что ей суждено если не изменить мир, то, по крайней мере, улучшить его. Тем хуже для журналистов: актриса предпочитает говорить то, что она думает, а не предаваться самоанализу. Во время выборов в Европарламент она выступит на стороне SPA, вторая в списке Зеленых, чтобы собрать максимум голосов. Результат оказался малоубедительным? Причина кажется наивной? В журнале "Globe" говорится, что она "эколожистка с симпатиями к Балладюру"? Софи, прежде всего, защищает свои идеи. "Так как трусость мне противна, у меня стремление все время бунтовать. Если бы я слушала себя, я была бы постоянно против всего. Это что-то вроде защиты, чтобы не задохнуться".

 

  А публика аплодирует. Почти во всех опросах о том, кто из француженок популярнее всего, Софи возглавляет список! Нормальная реакция: ведь она выигрывает! В полном понимании этого слова. Она берет на себя ответственность за свои выбор и слова, выступает против всех стихий, и отвергает смирение. С дьявольской решительностью. А я-то ожидал встретить испуганную простушку... Я нашел мятежницу поневоле, вероятно, затравленную прессой, жадной до интимных секретов, пусть даже всем известных. Но когда, наконец, лед разбит, доверие установлено, Софи готова пойти навстречу. Хотя и с этим постоянным подозрением, которое она, из вежливости, называет сдержанностью. В конце концов, мы знакомы всего лишь час...

 

  Да, Софи сейчас в своей тарелке, но для нее важно менять свою позицию время от времени. Она спасается от этого на съемочной площадке. Вот откуда ее известная тяга к историческим костюмам. "Шуаны", "Дочь д'Артаньяна", "Маркиза"... Сегодня, "Свет камина", завтра "Сон в летнюю ночь" (с Мишель Пфайфер)... И тем не менее! В свое время она отказалась от "Сирано де Бержерака". И вовсе не из-за Депардье, с которым у нее был разногласия во время съемок "Полиции", а из-за предложенной роли: она предпочла бы роль Сирано, а не Роксаны.

 


 

                                                                                  Свет камина

 

  С тех пор, как миссис Гудвин упала с лошади, она стала навсегда прикована к своей кровати. Мистер Гудвин, движимый сильным желанием отцовства, не видит другого выхода, как найти другую женщину, которая согласится выносить его ребенка. Не такая уж обычная процедура, если учесть, что дело происходит в 1837 году... Главное найти такую, которая бы молчала об этом и достаточно любила бы деньги, чтобы согласиться расстаться навсегда со своим ребенком сразу после его рождения. Не то, чтобы счастливая избранница, Элизабет (Софи Марсо) была алчной до денег, но ее отец не знает, как расплатиться со всеми своими долгами. Так что она соглашается на сделку... на некоторое время. Потому что через семь лет в ней просыпается мать, она больше не может так жить, разыскивает своего ребенка и пользуется отсутствием Гудвина, чтобы наняться гувернанткой. Но дело в том, что донельзя избалованная своим отцом, девочка оказывается сущим наказанием... О продолжении можно догадаться... как и обо всем в этом первом фильме Уильяма Николсона. Но если "предсказуемым" фильмам нет числа, то фильмы с тщательно поставленными сценами, с безупречно выверенной игрой актеров более редки. А "Свет камина" как раз относится к последним. Любители романтики, готовьте свои носовые платки!

 

Psychologies  (май 1998 года)

 

 

 

Hosted by uCoz