Главная                                               Кто она - Софи Марсо?                             Статьи

 

Портрет респектабельной бунтовщицы

 

  Она обожает давать волю своим чувствам, но терпеть не может откровенничать. Любит говорить то, что думает, и никогда не занимается самоедством. Ее естественность и откровенность трогают и волнуют зрителей оттого, что наконец-то нашлась звезда, так похожая на них. А у журналистов - свой подход. Ярлыки, навешанные прессой на актрису, может, и не грешат оригинальностью, но противоречивы и взаимоисключающи - это точно.

 

Маленькая невеста

 

  "Это началось в 13 лет и продолжается двадцать лет спустя. Но это вовсе не значит, что так будет всегда..."

 

Любимая всеми без изъятья французами киноактриса Софи Марсо - звезда, каких мало. И уже давно. Счетчик ее карьеры отсчитал 18 лет, в то время как ей всего лишь 32 года! Сначала был "Бум", миллионы проданных билетов во Франции, номинация на премию "Сезар" в 1981 году, неиссякаемые карманные деньги и бешеная популярность, невероятная для нормальной школьницы.

 

Это было очень приятно. Но, с другой стороны, нельзя просто так поехать в лагерь, пойти в магазин или в булочную, потому что повсюду, где бы ты ни появилась, возникает какое-то нездоровое оживление. Когда после успеха "Бума" юная актриса первый раз пришла на занятия в новый лицей, дверь ее класса оказалась вся оклеена постерами и фотографиями. 1200 новых соучеников не сводили с девочки глаз, разглядывали, словно диковинную зверушку.

 

  В таких условиях из миленькой школьницы могла вырасти истеричка или примадонна. Но нет. Она оставалась нормальной девчонкой из рабочего квартала. "Мы хипповали, курили "Кэмел", носили пакистанские шали, слушали Боба Дилана..."

 

  У Софи пролетарские корни, они-то, возможно, и объясняют ее нетривиальное поведение в подростковом возрасте.

 

  "Я хотела быть взрослой и независимой. Я не могла представить себе жизнь среди приятелей, вечеринки, все то, что считается неотъемлемой принадлежностью молодости. Может, потому, что эта молодость не была такой уж соблазнительной. Во всяком случае, взросление - это пора, которую очень трудно пережить.

 

  Это невыносимо для всех! Я начала работать очень молодой, что весьма неплохо: в 13-14 лет ты более восприимчива, быстро схватываешь, способна увлекаться... Так что я ни о чем не жалею!"

 

  Между тем образ маленькой невесты, который сложился у французской публики после выхода "Бума", продолжает сопровождать актрису до сих пор, накладывает отпечаток на все ее роли. Может, еще и потому, что внешне тридцатилетняя Софи выглядит всего на двадцать, не более. Ни морщин, ни кругов под глазами, все та же недовольная гримаска на милом личике...

 

Лгунья

 

  "Я француженка, то есть у меня от природы сложный характер"

 

  Софи любит жизнь. Настоящую, не в розовом флере. Она не теряет чувства реальности: лучше синица в руке, чем журавль в небе. И твердо знает, чего она хочет и чего не хочет. Не хочет, прежде всего, терять свою самостоятельность. И всегда такой была! Студия "Гомон" запрещает ей играть в "Шальной любви" Жулавского? Еще чего! В 17 лет она выкупает за миллион франков свой контракт, который связывал ее с компанией, чьим символом является ромашка, и идет сниматься к своему будущему мужу. Она доказала силу своего характера.

 

  Ведь кроме симпатичной мордашки у нее есть небольшая, но хорошо наполненная голова... И хорошо подвешенный, острый язычок. "Прежде всего я француженка. О! Что значит для меня быть француженкой?! У нас от природы сложный характер, и, главное, такой противный!"

 

  Все режиссеры уверяют, что с ней очень трудно поладить. Она легко раздражается на съемочной площадке, особенно когда начинаются изменения в сюжете, у постановщиков нет четкой идеи, когда режиссер бывает несправедлив к актерам второго плана, да и мало ли еще бывает причин для сварливого настроения. Говорят, что вечно недовольная и несколько высокомерная мина, с которой она шествует по замкам XVIII, а то и XIII веков, оттого и закрепилась на ее личике, что перед съемкой она постоянно пикируется с режиссером, сценаристом, оператором, осветителем...

 

  Вероятно, разговоры о невыносимом характере достали актрису, почему она и проговаривается иногда о своем желании походить к психотерапевту. "Думаю, было бы классно сходить как-нибудь! Все эти сеансы - это так здорово: нужно говорить все время о себе, о своем детстве... Потрясающе! Но у меня своя терапия: я говорю сама с собой, чтобы разрядиться... И мне никто не нужен для этого! Ну, так, может, иногда, с тем, кто может тебя просто выслушать... Я иногда говорю себе, что нужно к психоаналитику сходить. Но это все бесполезно, так как я знаю, что на самом деле я такая лгунья и что я ему все равно не скажу больше, чем любому другому".

 

Интеллектуалка

 

  "Я не мыслительница, я актриса. Мыслитель, интеллектуал - это тот, кто живет плодами своего интеллекта. Конечно, актерская профессия заставляет размышлять, но это, скорее, физическая, эмоциональная работа, как у танцора, певца, акробата..."

 

  Учебу пришлось прервать в 16 лет: кино требовало полной отдачи. Софи так и не получила высшего образования, но обладает культурным уровнем выше среднего благодаря необычайной своей любознательности и стремлению делать только то, что ей нравится: она рисует, поет, пишет (несмотря на публичный провал ее первого романа "Лгунья") и еще она много читает. Причем классику. Стендаль, Флобер... "Три раза "Красное и черное", два раза "Мадам Бовари"... Это здорово!" Иногда она признает, что ей не хватает базовых знаний по языку, синтаксису, она бы и хотела восполнить пробелы, но так трудно вернуться к тому, что не выучила 20 лет назад: от этого отдает школярством. Поэтому Софи предпочитает делать успехи в других областях. Неудачный опыт с первой книгой не охладил актрису, она будет писать еще. Для нее литература - это способ выйти за рамки актерской профессии, рассказать о том, чего она не может выразить как актриса. И фильмы еще будет снимать. Первая проба ее как постановщика фильма была весьма успешной: короткометражный фильм "Рассвет наизнанку", очень искренний и вполне автобиографичный, нашел своего ценителя. Теперь она испытывает острое желание снять немой фильм. В первом ее фильме персонажи почти не говорят. Потому что говорить о себе, о том, что люди чувствуют, переживают, Софи считает делом немыслимым, почти невозможным. Открыть свою душу можно и иначе - не словами. Словами проще лгать.

 

  А вообще-то Софи Марсо не любит забивать свою хорошенькую головку всякой ерундой. Она предпочитает использовать ее с толком.

 

Мятежница

 

  "Если бы я слушала себя, я была бы постоянно настроена против всего. Это что-то вроде защиты..."

 

  После пятнадцати лет освоения профессии и многочисленных и разнообразных битв Софи по-прежнему убеждена в том, что ей суждено если не изменить мир, то по крайней мере улучшить его. Во время выборов в Европарламент она выступила на стороне SPA второй в списке зеленых, чтобы помочь им собрать больше голосов. Результат оказался малоубедительным. Но Софи продолжает защищать свои идеи. "Так как трусость мне противна, у меня стремление все время бунтовать".

 

  А публика аплодирует бунтовщице. Почти во всех опросах о том, кто из француженок популярнее всего, Софи возглавляет список! Ведь она берет на себя ответственность за свой выбор, за свои слова, выступает против всех стихий и отвергает смирение. Эдакая мятежница поневоле, затравленная прессой, жадной до интимных секретов, пусть даже всем известных. "По какому праву Жюльен Клерк решил петь о моих грудях, да он просто безумец! Мне следовало бы подать на него в суд. О грудях женщины можно говорить в интимной, даже очень интимной обстановке. Я скажу ему, я ему напишу".

 

  Спасение ее ждет на съемочной площадке. Она уходит в другой мир, в другую жизнь, в другое время... Вот откуда ее известная тяга к историческим костюмам. "Шуаны", "Дочь д'Артаньяна", "Маркиза", "Храброе сердце"... Сегодня "Свет от камина", завтра "Сон в летнюю ночь"... Но в свое время она отказалась от "Сирано де Бержерака". И вовсе не из-за Депардье, с которым у нее были разногласия во время съемок "Полиции", а из-за предложенной роли: она предпочла бы роль Сирано, а не Роксаны.

 

  Непонятно, но факт - после того "Сезара", которого Марсо получила как самая многообещающая актриса в 1982 году, она больше ни разу не выдвигалась ни на одну премию. Ее это забавляет, во всяком случае так говорит Софи журналистам. "Они специально делают так, словно меня не существует".

 

Мать короля, жена советника

 

  "Пока не родился Венсан, у меня не было материнского инстинкта"

 

Софи Марсо миновала порог тридцатилетия, фатальный период для женщины. Она уже начала чувствовать бег времени. И очень не любит его терять. Ведь время так необходимо для того, чтобы быть с сыном. С тех пор как он появился, изменилась вся жизнь Софи. "Все освещено лучами огромного солнца. Что бы ни произошло, каковы бы ни были печали, депрессии, всегда есть эта вечно возрождающаяся жизнь". Теперь она не может обходиться без своего маленького короля, повсюду берет его с собой: в Польшу, в Италию, в Париж... Считает, что именно с ней малыш лучше узнает все о жизни - мир, небо, воображение - все это дарит ребенку мать. Конечно, мальчик избалован, но это и правильно, считает Софи. Зато ему все интересно, он очень чувствителен, у него общительный характер.

 

  Постоянные разъезды актрисы и тот факт, что в январе этого года Софи, взяв с собой трехлетнего Венсана, переехала в Лондон для съемок в новом фильме о Джеймсе Бонде, а ее муж Анджей Жулавский продолжает жить в Польше, дали повод французским бульварным журналам для спекуляций по поводу разрыва. Однако Софи ясно дала понять, что они до сих пор остаются семейной парой, постоянно навещают друг друга. Они вместе уже пятнадцать лет, и все эти годы Софи считает Жулавского не только своей семьей, но и своим единомышленником, человеком, чьи идеи она полностью разделяет, и просто очень интересным, умным и, что немаловажно, смешным. "Анджей очень рассмешил меня при первой встрече. Он очень, очень забавный"

 

  Между тем Анджей Жулавский старше Софи на двадцать шесть лет, он автор знаменитых фильмов ("Одержимая бесом", "Главное - любить"), актер, сценарист, а теперь еще и загружен работой в администрации президента Польши. Книг Анджея Софи не читала, поскольку они написаны на польском, но уверена в их гениальности. То, что сценарии так и не были поставлены, она объясняет тем, что настоящее авторское кино невостребовано в этом мире. Свою семейную жизнь считает очень интересной и менять ничего не собирается.

 

  "Разница в возрасте никогда не была проблемой для нас. Анджей очень способный: он очень быстро, как ребенок, усваивает новые идеи, а для меня это главный признак молодости... Не могу сказать, что он тот человек, с которым я проведу всю свою жизнь, но думаю, что это так и будет".

 

Гений перевоплощения

 

  "Как актриса я все-таки достаточно ограничена в возможностях, хотя человеческая природа очень разнообразна..."

 

  Восемнадцать лет неугасающей популярности, которая давно перешагнула границы ее родной страны, известнейшие партнеры в кино, спутник жизни, который является советником по культуре президента Польши, а по совместительству и гениальным артистом, приличное состояние, чтобы обеспечить безбедное будущее Венсана. Все это - в активе актрисы. Равно как и сыгранные роли.

 

  Софи серьезно относится ко всему, что она сделала в кино, и не бросает уже готовую картину на рекламных менеджеров. Так, в поддержку фильма "Анна Каренина" Бернара Роуза она объехала пол-Европы.

 

  Оценивая свою роль в этом фильме, Софи как-то слишком легко переходит к оценке образа самой Анны. Будто свою собственную жизнь обсуждает. "Есть люди, которые совершают преступления и не испытывают потом угрызений совести, а есть такие, кто всю жизнь будет мучиться оттого, что стащил пять франков со стола. Анна чувствует на своих плечах груз, который она не в силах нести".

 

  Хотя общности с Анной не признает, считает, что она совершенно другая. Если и есть что-то общее, то это то, что объединяет всех людей, - размышления о Добре и Зле, искушения, ревность, страсть... Ну, и еще, как и Анна, Софи любит одеваться в черное, в этом цвете, считает она, "есть что-то тревожное и хрупкое".

 

  А с героиней нового фильма "Пламя страсти" актрису роднит любовь к ребенку. Эта картина - о матери, родившей дочку для другого человека...

 

  С тех пор как миссис Гудвин упала с лошади, она ведет совершенно растительную жизнь. Мистер Гудвин очень хочет стать отцом, для чего и ищет женщину, которая согласится выносить его ребенка. Не такая уж обычная процедура, если учесть, что дело происходит в 1837 году... Главное - найти такую, которая бы молчала об этом и достаточно любила деньги, чтобы согласиться расстаться навсегда со своим ребенком сразу после его рождения. Элизабет (Софи Марсо) не то чтобы была алчной до денег, но ее отец не знает, как расплатиться со всеми своими долгами. Поэтому она соглашается на сделку... Но все семь лет она мечтала о встрече с дочерью и в конце концов не в силах больше жить вдали от нее она нанимается гувернанткой вопреки ужасу и протесту отца, который боится разглашения тайны. Однако донельзя избалованная отцом девочка оказывается сущим наказанием... О продолжении можно догадаться. Но если "предсказуемым" фильмам нет числа, то фильмы с тщательно поставленными сценами, с безупречно выверенной игрой актеров достаточно редки. А "Пламя страсти" как раз относится к таковым. Любители романтики уронят не одну слезу у экрана...

 

  А совсем недавно, в декабре, Софи приняла предложение сыграть роль соперницы Джеймса Бонда в новом фильме Майкла Эптеда "Мир для меня тесен". Она играет Электру Кинг, дочь убитого нефтяного магната, противника Пьера Броснана, которому придется спасать Лондон от диверсантов.

 

  Уже закончились съемки в новой постановке Шекспира "Сон в летнюю ночь" Майкла Хоффмана, где Софи снималась вместе с Рупертом Эвереттом, Кевином Клайном и Мишель Пфайффер. А еще Софи появится в фильме "Потерянный и найденный" - романтической комедии, в которой Патрик Брюэль похищает ее собаку, чтобы познакомиться с девушкой.

 

  Все это у нас еще будет. Множество волнующих встреч с удивительной актрисой, многоликой и не меняющейся в этом изменчивом мире. Где кино как явь, а жизнь как сон... Где хрупкая фигурка в черном, скользящая мимо стареющих замков, болезненных страстей и кровавых мистерий, - могущественна и неумолима. В ней жизнь и смерть, любовь и страдание, величие таланта и милая женская слабость.

 

 

Hosted by uCoz