Главная                                           По другую сторону кино                             Статьи

 

  Французское кино, Голливуд, Польша - такова география ее карьеры.  В 35 лет она решила встать по другую сторону камеры.Удобно устроившись в кресле и положив длинные стройные ноги на письменный стол, Софи Марсо внимательно читает сценарий: «Большая, хорошо обставленная квартира - антикварная мебель, на полу восточные ковры и множество книг. Жюстин -молодая, красивая хрупкая брюнетка, работающая переводчиком, жаждущая приключений, встреч с подругами и праздников без повода. Ришар - седовласый и более похожий на ворчливого медведя сценарист. Они вместе уже пятнадцать лет. Они пара, но официально их отношения не закреплены. Они свободные люди. И однажды утром, ничем не отличающимся от множества предыдущих, когда солнце светит в окно, Жюстин поливает цветы, а на кухне стынет приготовленный ею завтрак, Ришар решает уйти. Уйти, оставив за собой дом, пятнадцать лет совместной жизни и троих малолетних детей, которых она родила ему. Он надевает плащ и уходит. Жюстин тихо плачет, глядя на закрывшуюся дверь».

 

  Софи Марсо, популярной французской актрисе, знакомой большинству российских зрителей по «Храброму Сердцу» с Мелом Гибсоном и нашумевшей серии бондианы «И целого мира мало», приходилось в своей жизни читать сотни сценариев к фильмам, в которых ей предлагали сниматься. Но на этот раз, ситуация не совсем обычная: сценарий в руках Марсо - ее собственный.

  Историю оборвавшейся любви Жюстин и Ришара она написала за четыре месяца. И тут же поспешила опровергнуть всякие намеки на то, что история, написанная ею, имеет какое-либо отношение к ее личной жизни: «Когда я писала сценарий, я вдохновлялась тем, что видела и слышала вокруг за все эти годы. Это все. Тот, кто захочет, поймет меня». Никогда не любившая прессу из-за ее подчас предвзятых рецензий, она была буквально вне себя от гнева, когда прочла, что ее сценарий отражает их отношения с Жулавским. Нет, она никогда не стала бы выносить на большой экран свои отношения с любимым человеком, которого пресса назвала «ее Пигмалионом». «Я просто хочу сама снять фильм. Я двадцать лет в этом бизнесе, и думаю, что если режиссеры умудряются снимать кино, то почему это не получится у меня?»

  У нее уже был опыт работы по другую сторону объектива. В 1995 году она показала в Каннах свою восьмиминутную короткометражку «Заря наизнанку». Однако особых лавров ее работа не снискала - критика и публика отнеслись к Марсо-режиссеру по-разному. И трудно сказать, что тому виной - ее неожиданно вздорный характер, резкие высказывания или обычное невезение. Но теперь она об этом даже не вспоминает: «Все это осталось там, в прошлой жизни». В апреле 2002 года Софи Марсо заканчивает съемки своего кинодебюта «Говорите мне о любви». И ее, как она сама его называет, «единственный мужчина на всю жизнь», Анджей Жулавский, полностью на ее стороне. Он помогает Софи советами, он поддерживает ее новое амплуа.

 

  Она встретила Анджея, когда ей было всего 18, а ему - уже 44. Влюбившись в этого эксцентричного поляка и переехав по зову сердца из благополучной Франции в социалистическую Польшу, она, хотя и выплатила неустойку в миллион франков киностудии «Гомон», обрела под ногами твердую землю и отныне может спокойно позволить себе бунтарские высказывания в адрес французских продюсеров: «Эти люди делали все, чтобы не дать мне сниматься у Жулавского. Это было жестоко. Я была для них, как собачонка, и должна была слушаться их».

 

  Теперь, умудренная опытом, Софи благодарна им за это - она научилась держать удар. И сегодня, работая над СВОИМ первым полнометражным фильмом, считает, что вполне способна переломить ситуацию «отсутствия идей» во французском кино, о чем она сама часто говорила прессе.
Сцену расставания Жюстин и Ришара репетируют много раз: встав за камерой, Марсо долго объясняет актрисе, Жюдит Годреш, что именно она хочет видеть в ее героине. Годреш, давняя приятельница Марсо, снимавшаяся в ее первом режиссерском дебюте, короткометражном фильме «Заря наизнанку», понимает ее с полуслова. Она, ставшая звездой Голливуда после того, как сыграла в «Человеке в железной маске» вместе с Леонардо Ди Каприо в 1998 году, очень рада играть в фильме режиссера Софи Марсо. Хотя признается, что первоначально испытывала некоторое волнение: «Я боялась, что могу не подойти ей, что она будет слишком отождествлять себя с моей ролью, но... вы знаете, мне не потребовалось и трех дней, чтобы разувериться в этом». Рядом с Марсо чувствует себя очень уютно и спокойно и партнер Годреш по фильму, обычно такой неприступный и замкнутый, театральный режиссер и киноактер Нильс Ареструп. Ему уже приходилось сниматься в подобной драматической истории, фильме режиссера Эдуарда Молинаро «Покинутая женщина», по мотивам повести Оноре де Бальзака.

 

  Но хотя история, написанная Софи, не бальзаковская драма, Ареструп работает с удовольствием. Он счастлив, что может, наконец, отдохнуть от вечной суеты на съемочной площадке «большого кино». «С Софи очень легко, с ней нет никакой паники, никаких криков», - говорит он. С Нильсом согласны и остальные участники съемочной группы: Марсо-режиссер работает спокойно, полностью отдаваясь делу. Рано утром, еще до того, как команда технического персонала занимает свои рабочие места, она уже сидит в павильоне и вновь и вновь перечитывает сценарий, и снова и снова поправляет отдельные сцены и реплики. Иногда прямо на съемочной площадке, вслушиваясь, как Жюдит и Нильс произносят реплики, которые она, кажется, вкладывает в их уста, Марсо вдруг останавливает процесс и заново переписывает фразы, шлифует их, доводя до одной ей ведомого совершенства. Она заставляет повторять сцену десять, пятнадцать раз, она вежлива, предупредительна, не раздражается, когда актеры путаются в тексте, советует, жестикулирует, разубеждает, неутомимо объясняет: «Это неплохо, но конец слова был слишком растянут», или «Не теряем энергию». А затем, смеясь, добавляет: «Это не относится ко мне. Я могла бы энергию продавать. Для меня такой ритм нормален, я должна двигаться, показывать. Это, наверное, из области ощущений, как снова и снова перезастилать постель, пока она не будет убрана идеально». И тут же, как бы в подтверждение своих слов, бросается проверять свет, на ходу отдавая указания «передвинуть этот стол на несколько сантиметров».
Наряды от столь любимого ею Унгаро, в которых она привыкла встречать журналистов в своем офисе у Эйфелевой башни, на это время совершенно забыты. Потертые джинсы, старая футболка с надписью «Брэд Питт» на спине - вот ее режиссерский haute-couture. Мегафон, команды «Мотор!» и «Стоп! Снято!», нервные покусывания кончика большого пальца, блестящие из-под соломенной челки огромные янтарные глаза и стремление создать шедевр.

 

  Она, Марсо-режиссер, пытается прикоснуться к вечности. Прижимаясь глазом к резиновому ободку объектива, она всматривается в жизнь. Полную самых неожиданных встреч, самых причудливых переплетений. А что касается возможного провала ее дебюта, то и тут она неподражаема: «Вы знаете, как говорила великая Бет Дэвис? «Нет провалов - нет и славы». А в моей жизни провалов было еще не так много!»

 

Дмитрий Колмогоров

 

Гала (март, 2002 года)

 

Hosted by uCoz